Социально-трудовая реабилитация

:: Социально-трудовая реабилитация

С самого начала коррекционной работы в Детском доме-интернате (с 4-х лет) каждый ребенок включается в некоторую предметно-материальную деятельность, которая развивает его операционные возможности, и приобщает его к человеческой культуре.

Развивая социальные потребности детей-инвалидов, мы создаем условия, необходимые для развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Ведь именно для того, чтобы вызвать положительную эмоцию со стороны значимого взрослого, похвалу, одобрение других детей, возникает целенаправленная деятельность по удовлетворения своих базовых физиологических потребностей в соответствии с нормами, принятыми в человеческом обществе.

Развитие навыков самообслуживания – это самый первый и важный шаг в процессе развития социальной самостоятельности детей-инвалидов. На данном этапе ребенок учиться следовать традициям группы, накапливает опыт по выполнению режимных требований, которые отражены в режиме дня. С самого раннего возраста режим дня предусматривает занятия (в доступном формате) от 1-1,5 часов в день на первом этапе дошкольного обучения до 6 часов в день для семнадцатилетних воспитанников.

123.jpg

Уже с 8-9 лет ребенок с выраженной умственной отсталостью зачастую может включаться в хозяйственно-бытовой труд по уборке групповой комнаты, участка, посуды после обеда, то есть его трудовая деятельность приобретает общественно полезную форму. Это большой шаг с точки зрения не только формирования умений и навыков хозяйственного труда, но и с точки зрения изменения социальной ситуации. Ребенок включен в новую для себя систему отношений – он несет ответственность не только за себя, но и за свое ближайшее окружение, за тех, кто может быть слабее, младше и беспомощней его самого. В базисном учебном плане отведены часы по самообслуживания, хозяйственно-бытовому труду, СБО (социально-бытовой ориентировке), на которых происходит обучения новым видам деятельности, которые затем воспитанники реализуют в повседневной жизни.

Важнейшее направление развития трудоспособности детей с глубокой умственной отсталостью – это освоение ремесла.

1234.jpg

Работа в студиях и мастерских дополнительного образования ДДИ Южное Бутово выстроена поэтапно.

I этап – пропедевтический. Воспитанники знакомятся с предлагаемым в мастерской материалом путем всевозможных изменений, которые с ним производят (этап предметно-практической деятельности).

II этап – освоение способов работы с материалом (в том числе с использованием инструментов). Можно провести аналогию с этапом ручного труда, когда совместно (порою на основе сопряженных действий с учителем), по показу, поэтапно происходит изготовление отдельных изделий.

III этап – этап ремесленного труда, на котором изготовление готового «продукта» возможно по образцу, данному учителем. То есть замысел принадлежит взрослому, но у воспитанника есть готовый набор специальных навыков, с помощью которых он может тиражировать данное изделие.

IV этап – этап творческого применения полученных навыков.

В ДДИ Южное Бутово работают следующие студии-мастерские.

- керамическая мастерская

999.jpgЦелью обучения керамики является знакомство с миром профессий, связанных с изготовлением керамических изделий, развитие творческих и эстетических качеств личности учащихся и их индивидуальных творческих способностей, через освоение приемов работы с глиной, приобщение к общим человеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием, воспитанием любви и уважения к труду. Обучение керамике решает следующие образовательные задачи: обучение приемам изготовления керамических изделий, развитие творческих коммуникативных способностей, формирование умственных умений

Занятия в керамической мастерской носят коррекционный характер, оказывают положительное влияние на развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, координации движений, формирует художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, развивает как мелкую так и общую моторику, быстроту двигательной реакции. Данные занятия способны также снимать эмоциональное и физическое напряжение.

- мастерская по работе с нитью

vbvb.jpgОтличительная особенность этой мастерской в том, что дети даже с тяжелой патологией могут быть включены в несложную монотонную работу, которая сводится к одной, двум операциям, а в результате получается с художественной и утилитарной точки зрения замечательное изделие. В первую очередь это относится к ткачеству на рамках. Получаются отличные тканые сумки, ковры различных форм и размеров и различного назначения. Подобные, порой даже более низкого качества, в супермаркетах продаются по очень высокой цене как изделие ручной работы.


- мастерская по работе с тканью

xz.jpgОдним из направлений работы ДДИ Южное Бутово является обучение элементам швейного дела. Поскольку в детском - доме находятся дети с особыми образовательными возможностями, на занятиях по швейному делу дети получают элементарные знания о строении и свойстве материала, осваивают доступные операции; работают с тканью, с использованием различных инструментов. Занятия строятся по принципу постепенного усложнения и многократного повторения уже пройденного материала. Приучение к выполнению даже самых простых операций требует времени и тренировки. Обучение швейному делу построено таким образом, что учащийся может выполнить работу, как бригадным методом, так и самостоятельно от начала до конца.

- мастерская «художественный войлок»

trtr.jpgТехника валяния шерсти достаточно проста и даже имеет лечебные свойства. Волокна мягко массируют.

Процесс достаточно ритмичный и оказывает успокаивающее и расслабляющее действие. Во время занятия развиваются такие сенсорные системы: зрительные, тактильные, обонятельные.

Процесс достаточно ритмичный и оказывает успокаивающее и расслабляющее действие. Во время занятия развиваются такие сенсорные системы: зрительные, тактильные, обонятельные.

Целью занятий в мастерской «художественный войлок» является развитие и коррекция эмоциональной и волевой сферы ребенка с выраженной умственной отсталостью посредством приобретения знаний умений и навыков работы в валяльной мастерской.

Разнообразные изделия данной мастерской это елочные игрушки (шары и снеговики), броши в виде цветов, чехлы для мобильных телефонов, подушки - думочки, настенные панно, декоративные экспозиции для интерьеров, муляжи овощей и фруктов и многое, многое другое.

- мастерская машинного вязания.

iyujy.jpgНаши ребята увлеклись машинным вязанием. Они работают как на универсальных механических машинках «Калинка», так и на японских машинах с перфокартами. В результате у нас нет недостатка в теплых носках для наших ребят, ни в жилетах, ни в кофтах.

Уже хорошо получаются шапки и шарфы, чехлы для телефонов, напульсники, ободки для волос. Эти атрибуты подростковой субкультуры приносят им особенную радость.


- мастерская по работе с деревом.

uiuiu.jpgРабота в данной мастерской запланирована таким образом, что воспитанники на протяжении нескольких лет обучения знакомятся с разными породами древесины, их свойствами, они осваивают работу по дереву с использованием специальных приспособлений и инструментов.

Оптимальным результатом обучения является освоение полного цикла изготовления изделия. От выкройки по лекалам до выпиливания, обработки и выравнивания поверхности, до сборки элементарных конструкций.

В течение этих лет ребята получили первые навыки работы и первые результаты: пирамидки для детей, качалки, каталки, головоломки, подвесные качели, модели различного вида транспорта, машинки, лошадки с повозками, самолеты, танки, изделия бытового назначения: полки, мыльницы, подставки для цветов, шкатулки, разделочные доски, массажер - тренажер, настенные часы.

- мастерская по декоративному цветоводству

teerteyyry.jpgЦель работы в мастерской по декоративному цветоводству – начальная подготовка в области декоративного цветоводства, включающая изучение травянистых и цветочных растений, особенностей выращивания и умение использовать их в оформлении ландшафта и интерьера, приобретение навыков выполнения основных видов работ: подготовки почвы (перекопки), выравнивания, рыхления, разметки; предпосевной подготовки семян к посеву; посева, подготовки посадочного материала к посадке; умение отличать всходы культурных растений от сорняков, определять по внешнему виду тип почвы, потребность растений в свете, поливе, подкормках, осуществлять своевременный уход за растениями (пикировать, прореживать, формировать, поливать, подкармливать, опрыскивать, бороться с вредителями и болезнями) обеспечивать своевременный уход за имеющимися растениями.


- студия изобразительного искусства

vfde.jpgЗанятия изобразительной деятельностью с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствуют сенсорному развитию детей. Формирует мотивационно - потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия мелких движений рук, что в свою очередь влияет на умственное развитие детей. Занятия изобразительной деятельностью позволяют ребенку с проблемами ощутить мир во всем его богатстве и многообразии. И через художественные виды деятельности ребенок имеет возможность выразить свои чувства, эмоции, впечатления об окружающем мире.

Именно в этом содержатся коррекционные возможности искусства, так как оно является источником новых позитивных переживаний ребенка. Детскими работами оформлены холлы, группы, классы, кабинеты и многое другое. Дети являются постоянными участниками конкурсов и выставок, организованных Благотворительным Фондом «Взгляд ребенка».

Работы детей выставляются в музее Рериха, Дарвиновском музее, в Третьяковской галерее, в Московской городской Думе, в Московском доме общественных организаций

 Яндекс.Метрика
-->