Готовые исследовательские работы по краеведению. Исследовательская работа по краеведению не названьем славятся деревни. Обсудить результаты исследования

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Александровка

Исследовательская работа

по теме «Исчезнувшее село Семеновка»

Выполнила:

Афанасьева Ирина Валентиновна- зам. директора по ВР.

2015 г.

Оглавление

Введение стр. 3- 4

1. Географическое положение и особенности природы стр…….. 5

2. История возникновения села………………………………. ….. 6

3. Жизнь колхозников в военное время …………………………..7

4.Распад села……………………………………………………….. 9

5.Заключение ………………………………………………………10

6.Литература ………………………………………………………11

Введение: Однажды, от своих родителей я узнала, что большая часть населения нашего села, а в частности наши предки, имеет мордовские корни (Эрзянские), это жители исчезнувшего села Семеновка некогда переселенные в наше село. Много страданий, много горя и бед выпало на долю Российского народа в ушедшем ХХ веке. В вихре исторических событий рушился привычный уклад, гибли миллионы наших сограждан, менялась эпоха. Мы знаем, какой ценой досталось нам каждое свершение, сколько жизней, судеб, сколько в них трагедий и драматизма. Почти не слышна на этом фоне трагедия тысяч обыкновенных деревень и сёл, как-то незаметно исчезнувших с нашей земли и географических карт. В данной работе поднята проблема, о которой нельзя молчать. Проблема маленькой русской деревни, находящейся тогда еще в Ставропольском уезде Самарской губернии, а позже в Мелекесском районе Ульяновской области. С ее исчезновением ушла в небытие и память о людях, живших когда-то там. Когда-то там кипела жизнь, жили люди, радовались. А сейчас пустота… Цель исследовательской работы – восстановление памяти об исчезнувшем населенном пункте, сбор свидетельств очевидцев о том, как жили их жители.

При подготовке работы были собраны воспоминания и рассказы бывших жителей деревни. Это исследование оказалось увлекательным, но гораздо более объёмным и сложным, чем можно было предположить, начиная его. В данной работе отражены некоторые результаты.

Предмет исследования : исчезнувшие деревни с нашей земли и географических карт.

Объект исследования : деревня Семеновка на разных исторических этапах.

На основе цели, предмета и объекта исследования была сформирована гипотеза:

знание истории своего края, его прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда.

Для достижения цели были поставлены следующие з адачи:

1. Изучить имеющиеся по данной теме материалы в школьном краеведческом музее, сельской библиотеке.

2. Узнать: Где было расположено село Семеновка; Как выглядело; Сколько дворов было в селе; Чем занимались жители села; Когда исчезла деревня.

3. Организовать встречи с бывшими жителями деревни, побеседовать;

4. Оформить материалы встреч и пополнить школьный краеведческий музей.

Актуальность данной исследовательской работы не вызывает сомнения. Каждый гражданин должен знать историю своей малой родины, преумножать её богатства, заботиться о её будущем. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.
Научная новизна
исследования заключается в том, что работа представляет собой первые попытки обобщения научно- исторического исследования исчезнувших и исчезающих населенных пунктов.

Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы расширяют наши представления о быте, укладе жизни наших предков. Работа может быть использована на уроках истории, уроках краеведения – изучения истории и географии родного края.

Методы: изучение архивных данных, беседы с бывшими жителями, запись воспоминаний, сбор фотографий, интервью, экскурсия на место деревни.

Перспективы: продолжить работу по дальнейшему сбору информации краеведческого материала; дополнить оформленную работу .

Географическое положение и особенности природы

Село Семеновка было расположено на границе Самарской и Ульяновской областей в 5 километрах от с. Александровка. До районного центра г. Димитровграда пятьдесят километров. На юге деревня граничила с Ставропольским уездом Самарской губернии. В прошлом село Семеновка являлось одной сплошной улицей параллельно проходящей по реке Бирле. (см. приложение 2) Рядом с селом находились озера: «Карась-озеро», «Мартышиное», «Емельяново озеро».

Село располагалась в зоне лесостепи, поэтому основные породы деревьев - береза, осина, но есть и сосны. Много кустарников: черемуха, боярышник, шиповник, калина, смородина. В лесах водилось много диких животных: кабаны, лоси, косули, зайцы, лисицы; много птиц, грызунов.

Местность была расположена среди степи, но вблизи находящиеся лесные массивы оказывали влияние на микроклимат. В недрах имеются залежи глины, песка.

Преобладающий тип почв – чернозем. Два озера являлись бессточным, так как в них не впадала река, а «Карась-озеро» возобновлялось весной. Питание озер смешанное с преобладанием дождевого, снегового. Ведется любительский лов рыбы, так как в озере водится рыба – карась, охота на водоплавающую дичь.

История возникновения села

В 1919 году большая группа людей из п. Дубенки Мордовской АССР решила переселиться на более плодородные земли. Во главе небольшой делегации был Косолапов Семен Яковлевич, они пошли к Ленину за разрешением на переселение, но принял их Михаил Иванович Калинин. Разрешение получили на земли возле реки Бирля. При переселении образовалось село из 80 домов. Позже Косолапов Семен Яковлевич был признан «кулаком» и репрессирован. Он умер далеко от дома, только 5 лет назад пришло письмо с информацией о месте его захоронения. Его дети и внуки долго страдали от клейма «сын врага народа».В конце 20 повсеместно по России образовывались колхозы, в Семеновке тоже образовали колхоз «Красная звезда».

Из воспоминаний Лисиной Татьяны Сергеевны и Конновой Нины Тимофеевны: «Колхоз имел большое хозяйство: овцы, коровы, лошади, кузница, амбары, поля. Детей было много, в каждой семье по 5-6 детей и всем доставалось работать на родной колхоз. Возили на лошадях с полей корма, рожь, пшеницу сеяли, жали серпами, делали снопы».

Верили колхозники в лучшее будущее, трудились с душой, хотя жизнь была тяжелой, и их труд не ценился. Работали за «палочки», зарплату получали мизерную, по трудодням, да и то только в конце года. Жили за счет собственного небольшого хозяйства, которое тоже было жестоко обложено. Несмотря на все трудности, деревня продолжала жить. Все же жизнь в деревне идет своим чередом. В 1929 – 30х годах была построена первая начальная школа, работала кузница, амбары. А в конце 50-х построили еще одну большую школу. Жизнь колхозников в военное время В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая принесла немало горя. Уходили на фронт отцы, братья, дяди. Из села Семеновка ушли на войну 73 человека, вернулось - 40, погибло – 33. В память о погибших на войне земляках в 1993 году поставил памятник Малкин Спиридон Яковлевич.
Родину защищали не только солдаты, большую помощь стране оказывали труженики тыла. Они обрабатывали поля, растили хлеб, развивали животноводство. Работали не только взрослые, но и дети, которым было намного тяжелее. Из воспоминаний Алесовой Надежды Васильевны (см. приложение 5): « Жизнь была очень трудной. Питались, чем придется - мороженой картошкой, гнилой тыквой, свеклой, крапивой, лебедой, собирали колоски. Постоянно бегали босиком и ели «Дикий лук». Мы, дети, как-то мгновенно повзрослели и по-другому стали относиться ко всему. Старались помочь нашей маме, как могли. Я работала вместе со всеми на покосе, заготавливала дрова. Делала все, что было в моих силах…». В то время Надежде Васильевне было всего лет 8-9 лет.

Из воспоминаний Конновой Нины Тимофеевны: «Моя бабушка Малкина Анастасия Павловна во время войны спасала своих троих детей от голода тем, что отваривала шкуру дохших коров, прежде наматывая на палку полоски из нее и опаливала над огнем. Мыла лебеду на речке до тех пор, пока она не станет белой, потом просушивала и перемалывала, пекла из неё хлеб ». Важнейшее значение в организации с/х производства имели принятые в начале 1942 года решения Совнаркома СССР и ЦК ВКП/б/ о повышении для колхозников обязательного минимума выработки трудодней, о материальном поощрении передовиков с/х, введение премий для рабочих, о порядке мобилизации на с/х работы трудоспособного населения городов и сёл, о мерах по сохранению молодняка и увеличению поголовья скота в колхозах и совхозах. Эти мероприятия содействовали укреплению трудовой дисциплины, росту производительности труда работников, резкому возрастанию выработки трудодней.

Одним словом, несмотря на страшные испытания, выпавшие на долю советского народа, трудности, колхозники увеличивали хозяйства, строили новые объекты, поднимали сельское хозяйство, обеспечивая Родину необходимыми продуктами питания.

Из воспоминаний Лисиной Татьяны Сергеевны: «У нас был деревянный маленький дом в середине села. Жили «хорошо»: ели лебеду, картошку свеклу. Еще имелась у нас корова, 5 овец, куры. Сами шили себе платья, ходили в фуфайках. Нянчили братьев, учились в школе. Я закончила 7 классов и решила пойти на учительницу. Сдала 3 предмета, а 4 не сдала, пошла работать в колхоз».

Афанасьев Дмитрий: «Моя бабушка- Коннова Нина Тимофеевна всегда вспоминает свою «Малую Родину» с такой гордостью и восторгом. Когда моему прадедушке, Вельдяксову Тимофею Трофимовичу, было 4 года (1927 год), его семья переехала из Мордовской АССР в село Семеновка. Детство его прошло в селе, оттуда призвали его на войну, вернувшись после ранения в руку, он женился на прабабушке Малкиной Татьяне Сергеевне. Первые школы «кочевали по домам», но чаще всего дети учились в доме Сайгушевой Марии Петровны (бабы Марфы) и в доме Смирнова Федора Федоровича. Все жители были мордовской национальности (Эрзя) и лишь одна семья была русская – Смирновых».


Распад села Война осталась позади, но жить легче не стало. Восстановление хозяйства вновь, как и до войны, проходило за счёт сельского сектора экономики, за счёт деревни. Все средства направлялись на восстановление электростанций, шахт и заводов. В интересах города проводилось снижение цен на продукты питания – в результате закупочные цены не могли оправдать даже затраты труда колхозников.

Из воспоминаний Паркаева Александра Ивановича: «Наш отец Паркаев Иван Павлович переехал в село Семеновка из села Дубенки Мордовской АССР в 1955, после смерти жены с тремя детьми, жили в бане. Построили дом, когда приехал родной брат Яков Павлович. Держали кур, гусей, овец (строго 5 голов), корову. Одежда была самошивная: шаровары, рубахи. После школы мы бегали, играли, но в определенное время шли поить скот, носить воду в баню. Функционировала конюшня в которой было 40 лошадей, фермы, овчарня . Работой были заняты все, работали дружно, сообща. Но и отдыхать умели. Собирались в клубе, ставили спектакли, сочиняли частушки, танцевали под гармошку, так как не было света в деревне. Ездили выступать в соседние деревни. В 1965 году село стало разваливаться , связи с решением партии правительства малые села были переселены в крупные села. Нет работы, колхоз объединяют с соседним «Маяк революции», люди уезжают кто куда: в Самару, в Мелекесс (ныне Димитровград), в соседнее село Александровку. Последним это село покинули Косолапов Александр Яковлевич (внук Косолапова Семена) и жена его Зинаида ».

Заключение

Работая над исследовательской работой, собирая материал по крупицам, я пришла к выводу, что знание истории своей Родины, её прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Вырастет бурьян, как памятник на забытых могилах деревень. Наше поколение и знать не будет о том, что в таких глухих местах, когда-то жили, работали, веселились люди. Хотим выразить слова благодарности всем людям, кто помог нам при написании исследовательской работы. Много страданий в XX веке выпало на долю села. Это и раскулачивание, тяжкий труд в годы Великой Отечественной войны, и бесперспективность. Нам как жителям сельской местности очень близки, понятны переживания простых крестьян о разорении их малой Родины. И мы не хотим, чтобы такое произошло с нашим родным селом Александровка. Пока живет деревня, значит, живет Россия!

Литература:

1. Г.А. Герасименко, Д.С. Точеный «Советы Поволжья в 1917 году» издательство Саратовского университета 1977, с 23.

2. Данные Самарского государственного архива. Список населенных мест Самарской губернии, 1929, с. 129.

3. Край Ильича: Памятные места [Ульяновска и области] к 78/ Редкол.:Н.А. Кузминский (отв.редактор и сост.) М.Х. Валкин, Г.Н. Федоров-2-е издательство- Саратов: Приволжское Книжное издательство (Ульяновское отделение), 1985,360 с.

4.Районная организация общества охраны памятников истории культуры. Мелекесский райком КПСС. «Край наш Мелекесский» (Материал из истории родного края).Город Димитровград, 1991 год.

5. http://lib2.podelise.ru/

6.Из воспоминаний:

Алесовой Н.В;

Лисиной Т.С.;

Конновой Н.Т;

Паркаева А.И.

ОТЛИЧИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. При реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках возможно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основе выводах. Суть реферативной работы в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.


История и экономика поселка. Работа по этому направлению состоит в изучении истории конкретного поселка, его домов, семей, демографической ситуации в целом, современного экономического состояния и сравнении с архивными данными о прошлом этого селения. Для этого изучаются архивные данные, записываются устные рассказы старожилов. -Фольклор и этнография. Ребята по этой специализации, работая с жителями деревни, записывают фольклорные тексты, предания, выявляют существующие фольклорные жанры, изучают особенности бытования на современном этапе семейной и календарной обрядности, составляют план поселка, на который наносятся местные топонимы. «История семей и домов поселка Шхафит», «Семья в традиционной культуре как фактор социализации», «Современное состояние семейной обрядности в адыгейской диаспоре Сочи» и т.п.


Определение методов исследования Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира. Подумать самостоятельно; Посмотреть книги о том, что исследуешь; Спросить у других людей; Познакомиться с кино– и телефильмами по теме своего исследования; Обратиться к компьютеру, посмотреть в сети Интернет; Понаблюдать; Провести эксперимент.


Библиографический поиск литературы по теме. Предлагается учащимся начать поиск литературы с домашней библиотеки, постепенно расширяя его. За помощью о необходимой литературе можно обратиться к друзьям, знакомым, родственникам, посетить школьную, городскую библиотеку, библиотеку ЦДЮТЭ. В библиотеках проводится работа с картотекой или каталогами статей с целью выявления литературы по данной теме, просматриваются сборники, справочные издания, альманахи, журналы и газеты.


Посоветуйте детям делать карточки для каждой обнаруженной ими ссылки. На карточке записывается вся информация, которая потребуется для создания списка библиографии в исследовательской работе. Пример: Комаров А., Максимов И. Сочи и сочинцы. Краснодарское книжное издательство, стр.


В исследовательской работе широко применяются различные письменные источники: дневники, воспоминания и т.п. Может оказаться весьма интересной и найденная в семейном архиве переписка. Важный источник – разного рода личные документы, хранящиеся в семейных архивах: удостоверения личности, трудовые книжки, справки и т.п. Чрезвычайно важным источником могут оказаться разного рода фотодокументы. Важной отправной точкой могут стать старые предметы и вещи, так как они отражают личность и образ жизни их владельца.


Архивный поиск. Данная работа проводится индивидуально и только с теми учениками, которые ответственно, добросовестно собирали материал, имеют желание изучить тему намного глубже. Сочинский архив – Ирина Николаевна. Улица Юных Ленинцев. Режим работы читального зала: , – Иметь письмо ОУ, заверенное подписью директора и печатью. В письме указать Ф.И.О. учащегося или педагога, тему работы. С собой иметь паспорт.




Структура работы Любая научно- исследовательская работа делится на три части: введение, основная часть и заключение. Список литературы. Некоторые исследователи не считают введение серьезной частью работы, помещают туда лишь несколько общих фраз и очень краткую аннотацию. Однако, именно здесь содержится как бы история создания работы от выявления проблемы до условий реализации вашего проекта.


Введение Цель, задачи Четкая формулировка проблемы (не «о чем моя работа», а «цель данной работы – изучить/проанализировать/ сопоставить/дать рекомендации). Пример из работы «Битва за Кавказ»: «ЦЕЛЬ РАБОТЫ Перед собой я поставила цель: определить историческое значение и роль битвы за Кавказ в общей системе борьбы против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. ЗАДАЧИ - Выяснить причины неудач советских войск на Кавказе в период оборонительных боев в 1942 г; Назвать размеры наших потерь; Высказать мнение об уровне боевой подготовки немецких войск и их стратегических промахах; показать недостаточную оснащенность советских частей и соединений оружием и военной техникой.»


Введение Актуальность Введение должно доказывать актуальность вашей работы. Поэтому для написания введения дайте юному исследователю примерные вопросы, доказывающие актуальность его исследования: Какая идея положена в основу твоего исследования? Как по-новому будет осуществляться твоя деятельность? За счет чего? Какие традиционные и нетрадиционные методы исследования помогут достичь поставленной цели? Какого результата ты ждешь?


Введение Оригинальность и особенности исследования Следующую группу составляют вопросы, цель которых выявить новизну авторской позиции. Главный из них: " В чем конкретно состоит оригинальность (или особенность) вашей разработки?" Желательно, чтобы вы сравнили ваш подход с существующими, традиционными и другими работами схожей проблематики, выделили, что нового вносите вы, что отличает ваш труд от других.


Введение Границы применения или условия реализации После того, как раскрыта новизна авторской позиции, можно переходить к заключительному этапу - ответам на последнюю группу вопросов, ориентированных на выделение того, что нужно для реализации замысла. Автор должен ответить на главный вопрос: "Какие условия необходимы для воплощения замысла и достижение прогнозируемого результата?" Для ученических работ можно выделить частные вопросы, сопутствующие основному: На кого рассчитано ваше исследование? Сочетается ли оно со школьной программой? Какие требуются дополнительные условия для реализации вашего проекта или исследования?


Основная часть Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнения известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.




Список литературы В список литературы вносятся публикации, издания, сайты, другие источники, использованные автором. Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, названия издания, выходные данные издательства, год издания, номер выпуска, количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.


Приложения Любую исследовательскую работу украшают тщательно подобранные приложения. Это могут быть ксерокопии чертежей, документов и писем, фотографии, копии открыток, составленный предметно- топографический указатель, таблицы, диаграммы, графики. Все это рекомендуется собирать, изготовлять учащимся в ходе написания работы. На все приложения должны быть ссылки в докладе.


Презентация работы Заранее узнайте, сколько времени отводится на презентацию работы и составляйте текст выступления с учетом этого. Если времени совсем мало, структура выступления должна быть следующей: Тема и конкретные проблемы исследования – На основании каких материалов проводилось исследование – Какие вопросы были изучены – Основные выводы.


Выступление Само выступление необходимо отрабатывать не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения языка и приемов ораторского искусства. Отследите темп, в котором произносится текст – он не должен быть слишком быстрым, чтобы все слушающие сумели понять суть. Красивым завершением выступления может быть фраза «Я готов ответить на вопросы жюри», но при этом подумайте, какие вопросы могут быть заданы, и как на них лучше ответить.


Наглядное оформление выступления Сегодня под этим понимается почти исключительно компьютерная презентация. Она может стать хорошим помощником – но может и бесповоротно ухудшить впечатление от вашего выступления. Мультимедийный проектор полезен в двух случаях: Когда надо обратить внимание аудитории на некоторые ключевые положения выступления Когда необходимо представить те материалы, которые невозможно представить в устной речи. Соответственно, на слайдах могут даваться иллюстрации, фотографии, диаграммы, таблицы. Очень выигрышно, если выступающий постоянно обращается к этим материалам, работая с указкой. Выступление произведет большее впечатление, если останется впечатление, что сказано лишь главное – и что эти главные выводы сделаны по результатам серьезной работы.

Уровни краеведческой работы в ОУ

    Первый уровень - получение учащимися «готовых» знаний о крае.

    Второй уровень - самостоятельное приобретение знаний. Источниками могут быть научная литература, публикации в периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

    Третий уровень - изучение истории родного края в ходе исследовательского поиска. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей.

Цели занятий исследовательской работой

  • Выявление учащихся, способных к исследовательской работе.

    Развитие творческих способностей учащихся.

    Формирование аналитического и критического мышления.

    Содействие в профессиональной ориентации.

    Воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности.

    Самоутверждение учащихся.

Алгоритм подготовки исследовательской краеведческой работы на конкурс

    Ознакомить учащихся с требованиями Положения о конкурсе.

    Объяснить отличие исследовательской работы от реферативной.

    Оказать помощь в выборе темы. Определить проблему.

    Определить актуальность, практическую значимость исследования.

    Сформулировать цель, определить задачи, методы исследования.

    Составить рабочую программу подготовки исследовательской работы.

    Ознакомиться с литературой, расспросить людей, имеющих отношение к Вашей теме. Опросить старожилов.

    Организовать работу в архивах, музеях. С периодическими изданиями.

    Описать процесс исследования.

    Обсудить результаты исследования.

    Сформулировать выводы.

    Оформить работу и отправить ее на конкурс.

    Подготовить текст выступления и наглядность к защите.

    Подготовить ответы на вопросы.

Правила выбора темы

    Правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение.

    При выборе темы следует учитывать:

    Актуальность.

    Новизну.

    Практическую значимость.

    Степень изученности.

    Возможность найти необходимые источники.

    Такие темы, как история села, школы, храма являются широкими, обзорными. Для полного обзора бывает недостаточно материала.

    Узкие темы дают большую возможность глубокой и детальной проработки.

    Тема должна звучать четко и ясно. Количество слов в названии – от 8 до 16, включая предлоги, союзы и то, что указывается в скобках.

    Чем меньше слов в названии темы – тем большую область исследования она охватывает.

Название работы

Объект и предмет исследования

    Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

  • Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Изучая предмет, мы познаем объект. Один и тот же объект м.б. предметом изучения разных исследований. Например: объект «учебный процесс» может изучаться методистами, психологами, физиологами и т.д.

    Предмет исследования чаще всего совпадает с определением темы или очень близок к нему.

    В исследовании должно быть сказано о предмете что-либо, чего еще не говорилось, или должны быть как-то переосмыслены идеи, уже кем-либо высказывавшиеся.

Формулировка цели

    Сравнить…

    Определить…

    Классифицировать…

    Проанализировать…

    Оценить…

    Описать…

    Обобщить…

    Опознать…

    Восстановить…

    Составить список и т.д.

Формулировка задач

  • После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

    Общая цель, в свою очередь, распадается на выполнение ряда исследовательских задач.

    Неправильно выдавать этапы исследования за задачи.

    Задачи вычленяются не по хронологическому принципу, а по структурному, как компоненты общей проблемы.

Введение

    Чему посвящена исследовательская работа?

    В чем состоит актуальность работы?

    Какие работы посвящены исследованию данной проблемы.

    Краткий обзор – аннотация в хронологической последовательности.

    Хронологические рамки исследования.

    Что является объектом исследования?

    Что является предметом исследования?

    Цель работы.

    Задачи (3-4).

    В чем состоит практическая значимость работы?

    Какие методы исследования использовались в работе?

    Какова структура работы?

    Сколько наименований включает в себя библиография?

Виды источников

    Письменные: печатные и рукописные книги, журналы, газеты, мемуары, документы личные и общественные.

  • Изобразительные: фотографии (кто или что изображено на снимке, выяснить ФИО), рисунки, плакаты, географические карты и др.

    Вещественные: предметы быта, изделия народных промыслов, семейно-вещевые реликвии и др.

    Устные: беседы, интервью и т.д.

    Технотронные (аудиовизуальные, видеовизуальные, мультимедийные или компьютерные);

    Комплексные: предметы, содержащие элементы источников разных видов (некрополь, жилище, семейный альбом, коллекции, собираемые отдельными членами семьи).

Работа с литературой

    Библиографию составляют в школьной, городской, районной и областной научной библиотеке.

    На каждое издание заполняют библиографическую карточку, используя Правила библиографического описания.

    В верхнем левом углу карточки отмечают название библиотеки и шифр.

    На оборотной стороне карточки кратко фиксируют факты, которые представляют интерес. Если не хватает места – делают ссылки к тетради №, стр. №.

    Цитаты заключаются в кавычки, чтобы потом не спутать с конспективной записью.

Требования к записи воспоминаний и рассказов

    Карточка респондента:

    ФИО респондента.

    Год рождения, дата.

    Место рождения.

    Национальность.

    Образование.

    Профессия (род занятий).

    Социальное положение.

    Адрес.

    Дата записи.

    Данные о составителе карточки.

Этапы написания исследовательской работы по родословию

    Получение информации от родственников через беседы, интервью, переписку.

    Составление генеалогических карточек на каждого родственника.

    Составление родословной схемы.

    Изучение документов семейного архива.

    Поиск материалов в Интернете и их изучение.

    Поиск и изучение документов в государственных музеях, архивах, библиотеках.

Генеалогическая карточка

    Фамилия (для замужних женщин указать девичью).

    Имя, отчество (если изменялись, указать какие были раньше).

    Дата и место рождения.

    Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать местоположение могилы).

    Национальность.

    Фамилия, имя, отчество отца.

    Фамилия, имя, отчество матери.

    Место или места жительства, с указанием дат.

    Имена и даты рождения братьев и сестёр.

    Образование, что окончил.

    Место (места) работы или службы, должности.

    Участие в войнах, каких, где.

    Награды, звания.

    ФИО жены (мужа).

    ФИО детей, их даты рождения.

    Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917 г.).

    Хобби (увлечение).

    Источники информации: документы, фотографии, письма, воспоминания, интервью и прочее с указанием дат.

    Дата заполнения.

Изучение персоналий

    Составление хронологии жизни изучаемого персонажа. Причем к каждой дате, событию желательно указывать имеющиеся источники.

    Вычленение этапов в жизни и деятельности героя исследования.

    Анализ профессиональной, общественной и творческой деятельности.

    Связь изучаемого с регионом.

    Описание (каталогизация) творческого наследия. Это действие может стать исследовательской задачей. Заслуга юного краеведа может заключаться в поиске и выявлении этих публикаций и обобщении их.

Требования к оформлению приложений

      Нумерация страниц – сквозная, включая Приложения.

      В работе должен быть Список приложений.

      В Приложениях помещают только те материалы, которые имеют отношение к работе.

      Приложения, также как и текст работы, располагаются в хронологическом порядке.

      Запрещается в качестве приложений использовать подлинники.

      Обязательно Приложения должны быть прокомментированы, подвергнуты критическому анализу.

      Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки словом см. (см. приложение 1).

      Приложения к работе необходимо аннотировать (подписи под фото, схемами, картами, воспоминаниями, иллюстрациями и т.д. делать с учетом принятых в исторической науке правил описания всех типов источников: письменных, вещественных, изобразительных, устных и т.д.)

Советы докладчику

    Речь должна быть простой и четкой, докладчик не должен быть "привязанным" к тексту.

    Необходимо назвать тему исследовательской работы, четко и ясно сформулировать ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы как: "Цель работы заключается в том, что (чтобы)…", "Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью …" и т.п.

    Следует сформулировать наиболее важный результат работы в виде основного вывода или заключения по работе.

    Закончить выступление можно приблизительно так: "Доклад закончен. Благодарю за внимание";

    Задача презентации: показать результаты исследовательской работы максимально выгодно и обоснованно, подтверждая их графиками, статистикой, теоретическими выкладками и практическими результатами.

Критерии оценки исследовательской работы

    Актуальность и новизна исследования

    Четкость постановки целей и задач

    Соответствие достигнутого результата поставленным целям.

    Логичность выступления.

    Компетентность докладчика (в т.ч. умение отвечать на вопросы).

    Культура устного выступления.

    Глубина исследования

    Библиография (корректность в использовании литературных источников, количество источников)

    Целесообразность использования наглядного материала (иллюстративный материал, диаграммы, другие виды наглядности)

    Оформление.

Факторы успешности исследовательской работы

    Соблюдение принципа добровольности занятий учащихся исследовательской работой.

    Добровольность выбора темы учащимся.

    Максимальная самостоятельность учащихся в процессе проведения исследования.

    Компетентное руководство преподавателя ученической исследовательской работой.

    Учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся при выборе темы исследования.

    Уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся со стороны родителей и педагогов школы.

    Системы мотивации и поощрения за исследовательскую работу.

    Увлечь учащихся историей родного края (этому способствуют экскурсии, встречи с интересными людьми, «общение» с предметами музейного значения, сбор тематического материала в СМИ, работа в школьном музее и т.д.).

    Дать учащимся «базовые» краеведческие знания.

    Дать представление об источниках, их видах.

    Научить описанию музейных предметов.

    Побывать с ними в библиотеке, архиве, музее.

    Провести занятия по методике сбора устных источников.

    Предложить на выбор темы для исследования.

    Предусмотреть в учебном плане индивидуальные занятия с учащимися по осуществлению научного руководства иссл. работой.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Фёдоровская начальная общеобразовательная школа №4»

п.г.т. Фёдоровский Сургутского района

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Исследовательская краеведческая работа

«По родным дорогам всей семьёй»

Выполнил:

Кондрашов Денис

Сургутский район, п.г.т. Фёдоровский,

МБОУ «Фёдоровская начальная общеобразовательная школа №4», 3 «а» класс

Руководитель:

Казазаева Татьяна Георгиевна

2012 г.

ПО РОДНЫМ ДОРОГАМ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ

Кондрашов Денис Сергеевич, 10 лет

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, городское поселение Фёдоровский

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Фёдоровская начальная общеобразовательная школа №4», 3«а» класс

Описание проекта

Цель работы: изучить влияние исторического родословия на формирование основ патриотизма.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    Посредством семейных туристических поездок посетить исторические места, родные края членов семьи Кондрашовых, традиции и обычаи предков.

    Овладеть компьютерными программами для создания семейной видеоколлекции.

    Заинтересовать сверстников и окружающих изучением истории своего рода.

    Выявить влияние родословия на развитие чувства гуманизма и гордости за свою семью и страну.

Итогом работы стало создание видеоколлекции «По родным просторам всей семьей», летописи семьи Кондрашовых-Сотниковых, заслужившей Диплом I степени «За заслуги в изучении истории своего рода» от губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Н.В. Комаровой, пополнение Интернет-пространства сведениями о жителях Тюменской, Томской, Амурской областей и Алтайского края. Туристические поездки по значимым для семьи местам, участие и победа в городском и окружном конкурсах «Семья года» в г.Сургуте и г.Ханты-Мансийске, участие в Форуме семей Уральского федерального округа «Уральская семья» в г.Екатеринбурге и Всероссийском форуме «Дом семьи - Россия» в г.Санкт-Петербурге, в конкурсе «Наша креативная родословная» способствовали развитию патриотических чувств всех членов семьи. Созданные Клуб юных историков, генеалогический сайт на . MyHeritage. ru и поиск единомышленников в единой школьной сети www lassnet. ru позволили заинтересовать сверстников и окружающих изучением исторического прошлого семьи и страны.

Содержание

Введение стр. 2

Глава I. Семейный туризм, изучение истории своего рода, их значение в воспитании патриотизма.

      История возникновения родословных и современность. стр. 4

      Истоки патриотизма – в семье. стр. 5

Глава II. По родным просторам всей семьёй: исследование исторического родословия Кондрашовых

2.1. Изучение мнения школьников о патриотизме и традициях рода. стр. 6

2.2. Исследование материала об истории семьи и страны. стр. 6

2.3. Анализ результатов проведённой работы. стр. 8

Заключение стр. 9

Литература стр. 10

Приложение

Введение

Второклассник, ученик, человек… Я – сын своих родителей Натальи и Сергея Кондрашовых, внук своих бабушек и дедушек, россиянин, а чувство Родины неотделимо от чувства истории. В последние годы воспитание патриотизма становится задачей государственной важности. В энциклопедиях патриотизм описывается как принцип или чувство человека, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Почему же так мало патриотов в наше время?

Поэтому актуальность данного исследования определяется следующим:

Основой патриотизма для таких, как я, младших школьников, должно стать изучение истории семьи и страны;

Семейный туризм – хорошая возможность для изучения истории своего рода;

Необходимо приобщать всех членов семьи и моих сверстников к изучению родословной, как источника развития чувства рода и Родины.

Материалы в газетах и журналах отмечают роль героических традиций и обычаев семьи в патриотическом воспитании детей. Учёные считают, что государство сильно не только мощью своей армии, твёрдостью своих законов и богатством своей земли, но и крепостью входящих в него семей, а семейная летопись – это не просто рассказ о нескольких человеческих судьбах или о целом роде, это повествование об истории всего государства. Значит, летопись семьи будет моим вкладом в историю России.

Целью исследовательской работы является изучение влияния исторического родословия на формирование основ патриотизма.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    Освоить способы поиска и сбора сведений о семье и стране, познакомиться с историческим прошлым семьи, составив родословную.

    Овладеть компьютерными программами построения родословных.

    Заинтересовать сверстников и окружающих изучением истории своего рода, обеспечивая сохранение семейных традиций.

    Выявить влияние родословия на развитие патриотических чувств младших школьников – гуманизма и гордости за свою семью и страну.

Была выдвинута гипотеза: изучение исторического родословия своих семей младшими школьниками будет способствовать развитию патриотизма.

Объект исследования - патриотические чувства учащихся начальной школы. Предмет исследования – историческое родословие как основа формирования патриотизма.

Новизна исследования состоит в следующем:

    Проблема патриотического воспитания изучается с позиций школьника.

    Видеоколлекция о туристических поездках по следам своих предков, составленная школьником, сопровождается стихотворениями семейного сочинения.

    Поиск заинтересованных сверстников проводился не только среди одноклассников, но и через детский интернет - сайт.

    Новым является способ оформления родословной в виде настенного семейного Дерева и Архива семьи. Освоена новая компьютерная программа для составления родословия семьи.

Практическая значимость заключается в возможности использования собранных материалов для проведения мероприятий с детьми в школе и других учреждениях.

Методы исследования : анализ литературы; анкетирование, опрос; сравнительный анализ исторических материалов; эксперимент.

Источники устной информации : рассказы близких родственников, встречи с членами генеалогических обществ.

Источники документальной информации : архивы, музеи, ресурсы Интернет.

Этапы проведения исследования :

I. Информационно-накопительный:

Сбор данных о членах семьи, условиях их жизни, традициях;

Поиск родственников и установление контактов с ними.

II. Практический:

Изучение представлений сверстников о патриотизме и традициях семьи, организация Клуба юных историков среди одноклассников;

Организация семейных туристических поездок по родным местам;

Размещение на Интернет-сайте для школьников www lassnet . ru информации о поиске единомышленников, создание семейного Древа на Интернет-сайте www . MyHeritage . ru , о формление альбомов «Древо жизни семьи Кондрашовых», «История семьи» и семейного музея по результатам изучения родословной, презентация результатов деятельности;

Создание коллекции семейных видеофильмов;

Участие в общешкольных, районных, окружных и Всероссийских мероприятиях.

IV. Контрольный этап

Проведение опроса одноклассников, анализ результатов и подведение итогов.

Ожидаемые результаты :

Привлечение внимания школьников и взрослых к истории семьи и страны, семейным традициям;

Популяризация семейного туризма;

Появление у сверстников чувства любви и уважения к родителям, близким и дальним родственникам, чувства гордости за свою семью.

Формы представления результатов исследовательской деятельности:

Видеоколлекция «По родным просторам всей семьёй»: клипы, фильмы. мультимедиапрезентации;

Графическое изображение родословной в виде схемы,

Объёмная композиция Дерева семьи из атласных лент;

- «Архив семьи» – летопись в ларце;

Буклет «Традиции семьи»;

Генеалогическое Дерево на Интернет – сайте www .My Heritage.ru;

Презентация результатов проекта на I районном конкурсе исследовательских работ младших школьников «ЮНИОР» в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодёжи «Шаг в будущее»;

Музей семьи «История семьи в документах», «Боевая слава семьи»;

Выставки семейного музея и творчества в Центре помощи семье и детям «Зазеркалье» г.Сургут, в культурно-досуговом центре «Югра-Классик» г.Ханты-Мансийск, участие во Всероссийской выставке «Твоя родословная – твой дом» г.Санкт-Петербург;

Глава I. Семейный туризм, изучение истории своего рода, их значение в воспитании патриотизма.

      История возникновения родословных и современность.

Знакомство с историей необходимо каждому человеку. А история страны – это множество историй семей. Заинтересовавшись вопросом, откуда пошли родословные семей, нами была изучена детская литература по истории и генеалогии. Удалось узнать о первых родословиях - ещё первобытные люди создавали предания об истории своей семьи, потом появились частные родословцы или родословники, получившие название родословных росписей или родословных книг и включающие списки членов одной фамилии, рода, по порядку. На Руси родословные росписи служили подтверждением высокого происхождения, богатства и службы князьям. Интересно, что в первые русские родословные не заносились имена женщин. Древнейшим родословцем является «Государев родословец» 1555 года. Согласно историческим данным, через сто лет московское правительство решилось на память потомкам составить общую родословную книгу для всех фамилий – это была «Бархатная книга», в которую вошли только самые знатные роды.

Родословцы, родословники и родословные росписи были главными источниками для последующих родословных книг, другими источниками служили разрядные книги, боярские списки, временники и летописцы, церковные книги.

Как стало известно, в последние годы повысился интерес к неизвестным сторонам истории страны, семьи, фамилии, рода. Интерес людей к изучению родословных способствовал возрождению науки генеалогии. Её истоки уходят своими корнями в первобытный строй, где особое значение имело кровное родство, и рассказы о предках передавались из поколения в поколение.

В настоящее время существуют историко-родословные, генеалогические общества, которые объединяют людей и целые семьи, желающие изучать родословные, продолжать династию своих предков.

Некоторые семьи пытаются найти родственников по Интернету, рассылая однофамильцам письма, в которых вкратце описывается история семьи с указанием названий городов и районов, фактов из жизни, редких фамилий, прозвищ, и с просьбой ответить в случае совпадения сведений.

Следуя семейной традиции – путешествовать всем вместе, было решено во время поездок изучать историческое прошлое семьи, обычаи и нравы рода Кондрашовых и всех фамилий, входящих в Семейное Дерево жизни.

Исследовав страницы Интернета, удалось узнать, что создается множество сайтов, которые позволяют найти своих родственников, встречаются страницы, содержащие список ветеранов войны, имена священников, тысячи русских фамилий. Данные тексты оказываются ценными для учёных - историков и для нас, обычных людей, потому что содержат редкие факты, как о больших событиях, так и о простом народе. В то же время родословные на сайтах историков содержат лишь наиболее важные факты из жизни предков, они не всегда интересны для нас, школьников. Кроме родословных в книгах, журналах и на Интернет-сайтах есть родословные семей, которые сами решили сохранить память о своих предках со всеми подробностями, и даже семейными легендами, обычаями и приметами.

Таким образом, удалось выяснить, что интерес людей к изучению родословных уходит своими корнями в первобытный строй и возрождается в настоящее время. Приобщение всех членов семьи и моих сверстников к изучению истории своего рода, способов составления родословных поможет и детям, и взрослым в поисках своих корней. Семейный туризм становится новым средством привлечения внимания окружающих к возрождению семейных традиций и родословия. Летопись – это не просто рассказ о нескольких человеческих судьбах или даже о целом роде, это повествование об истории всего государства. Судьба России – это во многом история семей в череде сменяющих друг друга поколений. Думаю, что летопись моей семьи будет моим вкладом в историю России, моей великой Родины.

      Истоки патриотизма – в семье.

Исследуя историческое прошлое семьи, изучая литературу, мне пришлось часто встречать утверждения о том, что среди современных детей и подростков нет патриотов, любящих свою Родину. Так Д.Д. Данилов, Г.Э. Белицкая в своих работах пишут, что главным для становления патриотизма у детей должно быть воспитание любви к родному дому, природе, культуре и к малой Родине, то есть к тому краю, где человек родился.

Е.В. Бибикова поддерживает их мнение и говорит, что знакомство с историей семьи, рода, с родным краем, народными обычаями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Прочитав в газете «Память рода», что трудности, которые встречают дети и их родители в жизни, привели к появлению неуважения к своей стране, её прошлому, культуре, истории, пришлось задуматься о моём будущем.

Ведь мы живём среди людей, в своём посёлке, районе и округе. А если люди вокруг меня не уважают традиции семьи и страны, то как мне в одиночку спасти память о своих родных?

Для поиска решения проблемы был найден способ: через туристические семейные поездки заинтересовать окружающих и найти единомышленников, которые понимают, что без прошлого нет будущего. А будущее – это мы, наши дети, которых надо будет воспитывать достойными примерами. Поэтому было решено изучить свою родословную и пробудить интерес к возрождению семейных традиций у детей, ведь жизнь каждой семьи – это часть жизни страны, а главное условие воспитания патриота – дела и поступки близких людей.

Итак, можно сделать вывод, что патриотизм включает в себя знания об исторических корнях своей семьи и Родины, чувство уважения к другим людям, любовь к своему родному краю и стремление показать себя в добрых делах, а развитию патриотизма помогает изучение родословия семьи и семейный туризм.

Глава II. Исследование исторического родословия семьи Кондрашовых как источник развития патриотизма.

2.1. Изучение мнения школьников о патриотизме и традициях рода.

Изучить заинтересованность моих сверстников историей семьи удалось, проведя опрос. Опрос проводился в сентябре 2009 года среди учащихся Фёдоровской начальной школы №4 Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Я опрос провёл первичный в школе, средь учеников:

Жизнь отдать за Родину кто из вас готов?

Кто такой он, патриот? Как семья у вас живёт?

Есть ли связь у поколений, как традиции хранят?

И, признаюсь, господа вам, удивил опрос меня…

Все ребята говорили, будто Родину любили.

Но традиции веков не хранил из них никто.

Разработав несложную анкету и предложив одноклассникам ответить на её вопросы, мы получили довольно печальные факты. Так, из 17 моих сверстников лишь 4 интересовались историей своего рода, 1 девочка знала, кто такие патриоты и всего 1 мальчик знал о своих не очень древних корнях.

Как же будет жить Россия? Как же Родина моя?

И тогда придумал сразу, как проблему решу я.

Корни все я раскопал – родословную собрал…


2.2. Исследование материала об истории семьи и страны.

Первоначальной задачей было изучение истории рода Кондрашовых-Сотниковых и создание семейного музея. Конечно, это потребовало много времени и огромной поисковой работы. Моё родословие – последовательный перечень поколений семьи, её традиций, условий жизни. Среди моих предков были разные люди, они имели разные профессии, судьбы, но неизменным оставалось одно: все они честные, трудолюбивые, любящие свою малую Родину. У каждого члена семьи – своя история, а все вместе взятые они составляют историю края, области и страны.

Вместе с ближайшими родственниками удалось изучить уклад жизни алтайских крестьян и казаков рода Тырышкиных по линии мамы Натальи Георгиевны, томских ханты Маргиных по линии папы Сергея Семёновича, староверов Кондрашовых и найти сведения даже о графе Баранове, служившем при Иване Тёмном на коне и с саблей, ставшие основой герба графов Барановых. Найдя забытые фамилии и старые фотографии, удалось встретиться и побеседовать с удивительными людьми, узнать семейные тайны и легенды…

Давным-давно на Алтае одна бедная женщина подбросила в плетёной корзинке младенца - нашего прапрадеда Николая на крыльцо белого офицера из рода казаков Иллариона Тырышкина. Офицер был добрым человеком и приютил у себя подкидыша Колю, своих детей в семье не было, и мальчика вырастили как родного, окружённого теплом и лаской. Вырос Николай Илларионович невысоким чернявым казаком, занялся торговлей, и встретил свою судьбу – красавицу Марию Григорьевну Камбалину, «россейскую, с Запада Сибири». В 1924 году родился у них мальчик Павлик, ставший через 50 лет нашим любимым прадедушкой. Отсюда берёт своё начало учительская династия моей семьи. Оказалось, что среди моих родственников 12 педагогов, кандидат наук, Почётный работник общего образования, 3 воспитателя, два заведующих детским садом, 4 учителя начальной школы, 2 директора школы, есть лингвист, физик, и школьные психологи.

Вторая трудовая династия идёт по линии папы Сергея – главы семьи. Все мужчины в его роду занимались пчеловодством. Истоки рода пчеловодов Кондрашовых – в таёжных местах Томской области. Прадед Абрам, родившийся в 1898 году, занимался пчеловодством, лечил бедный люд от болезней мёдом. Свои знания он передал племяннику Семёну, который продолжил дело и привил любовь к пчеловодству своему сыну Смёну Семёновичу и внуку Сергею. С тех пор это призвание не проходит ни от возраста, ни от перемены места жительства, призвание это у моего папы на всю жизнь. Поэтому каждое лето мы выезжаем всей семьёй на любимую алтайскую пасеку.

Исследуя историю семьи, удалось восстановить связи с членами рода Кондрашовых-Сотниковых-Казазаевых, поучаствовать в туристических походах и поездках по историческим местам, где жили наши предки: Архиерейский дом, Казанская и Успенская церковь в городе Бийске Алтайского края, усадьба Саржевских в селе Сростки (монумент В. М. Шукшина), Тавдинские пещеры на Алтае, краеведческий музей и Самаровский чугас в г.Ханты-Мансийске, отыскать родственников в Санкт-Петербурге и Магаданской области. Беседы и переписка с близкими людьми моих бабушек и дедушек дали возможность узнать об интересных моментах жизни, о традициях, обычаях и семейных праздниках.

Все полученные сведения удалось соединить в родословную книгу – Архив семьи Кондрашовых, оформленную с помощью родителей в виде старинного ларца, внутри которого находятся два тома семейной истории. Первый том описывает две трудовые династии семьи – четыре поколения учителей и четыре поколения пчеловодов. Во втором томе - описания жизни членов семьи, данные о трудовой деятельности и семейных ценностях. Заинтересовав исследованием свою маму, я смог поучаствовать в создании рукотворного Дерева семьи из ткани.

Успешное участие вместе с родителями в выставке старинных семейных фотографий, реликвий, документов и Летописи семьи в г.Сургуте, победа в номинации «Древо жизни» конкурса «Семья года-2009», участие в выставке сочинений-рассказов «Непридуманные герои», посвящённой 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, участие в выставке «Моя семья в истории Победы» в г.Ханты-Мансийске и победа в номинации «Древо жизни» конкурса «Семья года Югры», создание Клуба юных историков, победа в школьном конкурсе «Традиции нашей семьи» - всё это доказало важность проводимой работы и активный интерес не только моих одноклассников, но и всех окружающих к историческому родословию.Но главным достижением считаю сплочение всех членов семьи. Поддерживая идею возрождения традиций рода Кондрашовых, был воссоздан семейный ансамбль «Кондрашата» после 10-летнего перерыва. Участвуя в фестивалях семейного творчества и концертных программах, я и мои родные призываем всех граждан страны изучать историю семьи и своей малой Родины.

Одноклассников позвал – клуб историков создал,

На С lassnet , MyHeritage ссылки разместил,

Родословные узнать всех их пригласил…

В итоге, благодаря нашим усилиям, сведениями о жителях Тюменской, Томской, Амурской областей и Алтайского края пополнился Интернет, публикации в газетах и журналах об участии семьи нашей в выставках и конкурсах привлекли внимание и детей, и взрослых к семейному досугу и генеалогии. Созданная всей семьёй летопись, заслужила Диплом I-й степени за изучение истории своего рода от губернатора Ханты-Мансийского округа. Древо жизни семьи Кондрашовых было удостоено II места на конкурсе «Наша креативная родословная» в рамках Всероссийского форума «Дом семьи – Россия». За презентацию проекта «Историческое родословие – основа патриотизма» получено звание лауреата районного конкурса «Юниор» в номинации «За верность Родине» в г. Лянтор. Выступления семейного ансамбля «Кондрашата» были отмечены Дипломами фестиваля «Семейный праздник» в г.Санкт-Петербурге и Благодарственным письмом полномочного представителя президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе на форуме «Уральская семья».

Как мне этим не гордиться? Это ли не результат?

Изучать семью, Россию каждый школьник будет рад!

В процессе работы над проектом я пришёл к выводу, что знакомство членов моей семьи и моих сверстников с историей рода, с родным краем и традициями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Итоговым результатом стало активное участие моих одноклассников в изучении истории своей семьи, в выставках семейного творчества, конкурсах для семей, проявление ими внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

2.3. Анализ результатов проведённой работы.

Проводя контрольный опрос в октябре 2010 года, уже не было сомнений, что одноклассников, заинтересовавшихся историей семьи и страны, чувствующих гордость за свою Родину, стало намного больше. Результаты контрольного исследования показали: 9 человек увлечены историей семьи, узнают о традициях своих предков, 8 гордятся достижениями своей семьи, значит, патриотические чувства у них стали более развитыми.

По результатам наблюдений за членами семьи можно сделать вывод, что семейный туризм, возрождение семейного ансамбля и общая увлечённость историей рода Кондрашовых помогли восстановить давно забытые родственные связи с членами семей Сотниковых в Санкт-Петербурге, Фильцановых, Вязовченко, Тырышкиных в Алтайском крае, Потёмкиных в Татарии. Знакомство с председателем Союза возрождения родословных традиций В.В. Бибиковым позволило погрузиться в далёкое прошлое купцов Кондрашовых и получить на память фотографию закладной доски из Гребневской церкви, где среди основателей значатся «Кондратовы дети» - наши предки.

Заключение

Много нового и интересного я узнал о своих предках в туристических поездках по родным просторам всей семьёй, готовя этот материал, и моя гордость за них - это невидимая нить, которая называется связью поколений.

В ходе исследования удалось заинтересовать одноклассников и их родителей изучением родословия, найти единомышленников за пределами посёлка: на предложение в Интернете изучать историю своей семьи и обмениваться информацией откликнулись школьники из г. Муравленко, г. Новокуйбышевск, г.Владивосток, г.Минусинск.

Участие в семейных выставках и победа в творческих конкурсах вызвали чувство гордости за мою семью и за то, что мои родные сумели сохранить красоту традиций предков.

В будущем эту гордость я передам своим детям, и они не вырастут «иванами, не помнящими своего родства». Самое трудное и достойное на земле – прожить обыкновенным хорошим человеком, пусть не знаменитым, не выдающимся, но надёжной опорой тем, кто живёт рядом. Я верю, не прервётся нить, связывающая поколения нашей семьи. И в моих детях и внуках будет жить любовь к родителям, к своему родному краю, к великой России.

Список литературы

    Бибикова Е.В. Занимательная генеалогия. -Ярославль, 2008.

    Вокруг тебя – мир. / Сост. К.Сухарев-Дериваз. В.Ю. Выборнова.- М, 2001.

    Горбаневский, М.В. В мире имен и названий. - М. : Знание, 2001.

    Данилов Д.Д., Белицкая Г.Э. и др. Человек и человечество. Вводный курс истории для детей. – М., 2003.

    Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М., 2005.

    Можаров Н.Д. Как составить свою родословную. – Кострома, 2000.

    Человек в истории – Россия, ХХ век. –М., 1999.

    Цибизова Е.И. Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников. – М., 2009.

    Интернет-ресурсы: сайт «Российские династии», «Всероссийское генеалогическое древо», . softkey. info; www. kraevedenie.chat.ru; www. svrt.ru.

Управление образования администрации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

Методика написания,

правила оформления

и порядок защиты

исследовательской работы

по краеведению

(методическое пособие)

Старый Оскол

Методическое пособие рассмотрено на заседании муниципального экспертного совета управления образования администрации Старооскольского городского округа и рекомендовано к использованию в практической деятельности образовательных учреждений округа.

Кандидат исторических наук, доцент Старооскольского филиала Белгородского государственного университета, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

Заместитель директора, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

Рецензенты:

4. Обязательность использования материалов исследования на практике (проведение классных часов , выступлений с докладами на конференциях, публикации в СМИ, открытие мемориальной доски, открытие имени без вести пропавшего в годы ВОВ, реабилитация людей и т. д.).

1.3. Основные этапы работы.

Работа над исследованием по краеведению слагается из следующих основных этапов:

I. Вводный этап

Прежде чем приступить к выполнению работы , следует:

· выбрать интересующую тему исследования;

· составить план работы;

· подобрать необходимую и достаточную литературу;

· определить круг лиц, которые могут сообщить информацию по выбранной теме;

· усвоить основные понятия по анализируемой проблематике;

II. Основной этап предполагает собственно работу по выполнению исследования и включает в себя:

· изучение источников и литературы;

· составление и группировка выписок;

· фотосъемка необходимых по теме объектов, людей, предметов; снятие копий с документов;

· интревьюирование очевидцев событий (старожилы, ветераны , мастера и т. д.) и лиц, чьи комментарии помогут раскрытию темы;

· запросы в архивы (при возможности и необходимости).

· написание чернового варианта работы;

· проверка черновика научным руководителем;

· доработка и написание окончательного варианта работы;

· проверка работы научным руководителем и ее предварительная оценка.

III. Заключительный этап.

· подготовка краткого выступления и презентации для защиты работы;

· публичная защита;

· оценка исследовательской работы членами жюри (научные сотрудники Старооскольского краеведческого музея (СОКМ), преподаватели, кандидаты исторических наук СОФ НИУ БелГУ, СТИ НИТУ МИСиС, педагогические работники МБОУ ДОД «ЦДЮТиЭ»).

Как правило, наиболее удачными, качественными по своему содержанию и исполнению являются исследования, над которыми обучающиеся начи­нают работать задолго до их защиты.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ над КРАЕВЕДЧЕСКИМ исследованием

2.1. Тема, план, литература.

Начинать подготовку к написанию работы сле­дует с выбора темы.

Выбор темы определяется:

1) интересами обучающегося и его руководителя;

2) актуальностью проблемы;

3) наличием в распоряжении обучающегося соответствующих источников и литературы, методик.

Что же можно исследовать? Внимание юного исследователя может привлечь родословная своей семьи, улицы, памятники, здания, биографии учителей, истории предприятий, школ, литература, ремесла, игры и т. д. Тема, основанная на местном материале, узкая по кругу изучаемых вопросов прорабатывается более глубоко и детально. Практика подготовки работ показывает, что процессу выбора темы во многих случаях предшествует изучение специальной литературы.

Для формулировки темы необходимо определить проблему, т. е. найти вопрос, который нуждается в решении, изучении, что было не изучено или по поводу чего появились новые данные. Выбрав тему, автор должен постараться сузить её хронологически, тематически, по количеству действующих лиц и событий. Это даст возможность сделать работу исследовательской и определить перспективы работы по данной теме в течение 2-3 лет при условии ежегодного дополнения новыми источниками, оценками.

Приведем примеры тем исследовательских работ, представленных на олимпиаду:

Недостатки

Кулачные бои (вид досуга молодежи в селах у истока р. Потудань в нач. 40- годов ХХ века)

Октябрьская социалис-тическая революция в Старооскольском крае

Широкая тема хронологически и территориально, невозможность найти очевидцев, недостаток литературы

Долина смерти, долина мужества (боевой путь 267-й стрелковой дивизии)

Похозяйственные книги гг. О чем они могут рассказать?

Гори, гори, моя звезда…

Поэтическое название не дает возможности представить содержание работы

Характеристика фашистского оккупационного периода

Нет территориального ориентира, не указаны хронологические рамки

Хозяйственная и ремесленная деятельность древнерусского населения городища Холки

Основные ошибки в выборе темы:

1. стремление к выбору широких тем (например, «Культурное наследие Старооскольского края», «История Старого Оскола в годы ВОВ»);

2. тема в виде цитаты (например, «Никто не забыт, ничто не забыто);

3. отсутствие пояснения о фамилиях и именах (в скобках) в темах, посвященных отдельным личностям (например, «Учитель – это звучит гордо»).

Таким образом, залогом успеха является правильный и обоснованный выбор актуальной темы исследовательской работы.

Исследовательская работа по своей сути – небольшая научная работа. Личная заинтересованность школьника в исследовании избранной проблематики, желании углубить свои знания по ней, использовании результатов работы в его будущей профессиональной деятельности имеют решающее значение. Работа над исследованием доставляет удовольствие, если она интересна обучающемуся. Интерес к проблеме - предпосылка для развития творческого начала, очень важного в любой научной работе.

Существенным при выборе темы краеведческой работы является мера доступности специальной литературы, архивных материалов, нормативных источников.

Выбор темы работы необходимо согласовать с педагогом-руководителем, рекомендовавшим данную тему. Это позволит определить действительно актуальную проблему.

После выбора темы исследовательской работы обучающийся совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изу­чению и исследованию, структуру работы, сроки ее выполнения, определяет необходимую литературу.

Следующим этапом работы является составление плана работы (содержания). План исследовательской работы должен быть четким, логичным и конкретным. План составляется совместно с научным руководителем до начала написания самой работы. Школьник может внести в него свои коррективы, изменить порядок изложения основных вопросов, добавить дополнительные вопросы и т. д. Основные вопросы плана в работе следует выделить в само­стоятельные разделы и озаглавить.

Следующим шагом должен стать поиск и подбор литературы по теме работы.

Написанию исследовательской работы предшествует глубокое изучение источников по теме работы. При написании краеведческой работы следует обратиться к известной, опубликованной литературе по краеведению (, сборники научных трудов СТИ НИТУ МИСиС, Белгородского государственного историко-краеведческого музея и т. д.). Сейчас в Интернете можно найти любую информацию, но, с исследованиями по истории и культуре нашего края лучше знакомиться в школьных и городских библиотеках (особенно в краеведческом отделе библиотеки имени (микрорайон Жукова ), а также в библиотеке Старооскольского краеведческого музея (для справки : телефон музея: ; библиотека музея работает по четвергам в режиме читального зала с 10.00 до 17.30; если требуется подборка материала по определенной теме из разных источников с привлечением архивного материала, то необходимо письмо-отношение, заверенное директором школы (приложение 2), а также оплата стоимости входного билета (для учащихся – 8 рублей, для педагогов – 14 рублей (стоимость указана на момент написания пособия). Этим билетом можно воспользоваться при повторном обращении в библиотеку музея. Для большинства специальных и ведомственных библиотек, а также для архивов, также необходимо отношение со школы. Методика работы в архиве требует отдельного рассмотрения и представлена в приложении 3.

Книги и статьи следует подбирать с использованием систематических указателей литературы в библиотеках школы и города. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год. Обращение к статьям в периодической печати в средствах массовой информации для школьных исследовательских работ допустимо, но требует корректировки, сопоставления информации, и не может являться основным источником в работе.

Практика показывает, что большинство обучающихся, имея хорошие начальные навыки работы с первоисточниками, все же не умеют в короткий срок извлечь требуемую информацию из большого объема. Можно рекомендовать следующую последовательность действий, помогающую почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком. Информация анализируется в следующем порядке: заглавие, фамилия автора, наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу), время издания, количество изданий (первое, второе и т. д.), аннотация, оглавление, введение или предисловие, справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т. д.), иллюстративный материал и первые предложения абзацев в представляющих интерес главах.

При подборе литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати (приложение 6).

Первоначальное ознакомление с подобранной литературой дает возможность разобраться в важнейших вопросах темы и приступить к планированию своей деятельности по написанию работы.

Каталог – это перечень документальных источников информации (книг), имеющихся в научных фондах библиотеки. На каждой карточке каталога записаны следующие сведения об одной книге: автор (фамилия, инициалы), заглавие, выходные данные (место издания, издательство, год издания), количество страниц, шифр. Шифр обозначает место книги на полке и помещается в верхнем левом углу каталожной карточки.

Если обучающемуся точно известны названия нужных книг или хотя бы фамилии авторов, необходимо воспользоваться алфавитным каталогом.

Если необходимо выяснить, какие книги по конкретному вопросу (теме) имеются в данной библиотеке, необходимо обратиться к систематическому каталогу.

В некоторых библиотеках ведется предметный каталог. Он значительно отличается от других каталогов по своей структуре и раскрывает фонд библиотеки в предметно-тематическом плане. В отличие от систематического каталога за основу наименования разделов берется не отрасль знания, а название предметов, вопросов, не связанных между собой отраслевым признаком. Каждый вопрос, выделенный в виде рубрики в этом каталоге, получает словесную фор­мулировку, составленную таким образом, чтобы основное понятие определя­лось первым словом. Рубрики предметного каталога расставлены в порядке алфавита первых слов, поэтому в одном алфавитном ряду оказываются предметы, логически между собой не связанные.

В вузовской библиотеке студенты активно работают с систематической картотекой статей, которая включает карточки на статьи из журналов, получаемых библиотекой, статьи из сборников, отражающих важнейшие про­блемы науки, техники, культуры, образования. Материал группируется по раз­делам в соответствии с систематическим каталогом.

Тематические картотеки включают по отдельным темам разные книги, статьи и другие произведения печати, где освещаются наиболее важные вопросы проблемы (темы), которой посвящена та или иная картотека. Выбор тематики подобных картотек определяется задачами и профилем обучения в вузе.

В связи с активным внедрением компьютерных технологий в библиотечные процессы в библиотеке СОФ БелГУ карточные каталоги переведены в машиночитаемую форму и создан единый электронный каталог (ЭК). Он частично снимает неудобства в общении читателя с поисковой системой библиотеки и сокращает время поиска литературы.

Приводим адреса электронных каталогов библиотек высших учебных заведений региона, библиотек РФ:

1. Адрес электронного каталога ВГУ в интернете: www. lib. *****

2. Адрес электронного каталога БелГУ в интернете: www. *****

3. Адрес электронного каталога МГУ в интернете: www. *****

4. Адрес электронного каталога РГБ в интернете: www. *****

5. Адрес электронного каталога Государственной публичной исторической библиотеки в интернете: www. *****

6. Адрес электронного каталога Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) в интернете: www. *****

7. Адрес электронного каталога Научной педагогической библиотеки им. в интернете: www. *****

8. Адрес электронного каталога Воронежской библиотеки им. Никитина в интернете: www. *****

9. Адрес электронного каталога Белгородской областной научной библиотеки в интернете: www. *****

После того, как определена тема и составлен план работы, необходимо выявить и усвоить основные понятия по избранной проблематике. Для выяснения и уточнения различных вопросов, фактов, понятий, терминов широко используется справочная литература , которая является составной частью справочно-поискового аппарата любой библиотеки. К справочной литературе относятся различные энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники и т. д.

Изучение литературы – серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки с указанием страницы (это пригодится для правильного оформления сносок в тексте работы). Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.

Общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

Беглый просмотр всего содержания;

Чтение в порядке последовательности расположения материала;

Выборочное чтение какой-либо части произведения;

Выписка представляющих интерес материалов;

Критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей работы.

2.2. Структура исследовательской работы.

Исследовательская работа имеет определенную структуру:

1. Титульный лист.

3. Введение.

4. Основная часть (главы).

5. Заключение (выводы и предложения).

6. Список использованных источников и литературы.

(Примечание: полноценная исследовательская работа должна базироваться не менее чем на 10 источниках и исследованиях).

Все разделы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны.

Во введении обосновывается выбор темы, определяется ее актуальность и значимость, говорится о состоянии разработки соответствующей проблемы (т. е. краткий историографический обзор), дается характеристика источниковой базы (т. е. на основе каких источников пишется работа, дается их краткая характеристика), определяются предмет и объект исследования и основная цель работы, формулируются задачи для раскрытия темы, перечисляются методы исследования, описывается структура работы. (Например: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена.... Во второй главе речь идет о.... и т. д.).

Введение не должно превышать 15 % общего объема работы (обычно оно занимает 1-2 страницы).

Обоснование актуальности выбранной темы начальный этап любого исследования. Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в двух трех предложениях показать главное – суть проблемной ситуации, из чего будет видна актуальность темы. Принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Во введении формулируются объект и предмет исследования. Эти понятия соотносятся между собой как общее и частное. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта, является его стороной, аспектом или точкой зрения. Предмет исследования определяет тему исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. (Например, в работе по теме «Кулачные бои (вид досуга молодежи в селах у истока р. Потудань в нач. 40- годов ХХ века)» объект народные традиции в организации досуга молодежи в селах Николаевка и Знаменка, предмет – кулачные бои в нач. 40-х годов; в работе по теме «Долина смерти, долина мужества (боевой путь 267-й стрелковой дивизии)» объект – события ВОВ, предмет – 267-я СД первого формирования).

Цель работы должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождении новых закономерностей между изучаемыми явлениями. Следует помнить, что цель – это конечный результат работы, то, к чему в итоге следует прийти. (Например: в работе по теме «Хозяйственная и ремесленная деятельность древнерусского населения городища Холки» цель - выявить особенности хозяйственного развития пограничного района на примере деятельности городища Холки). Исходя из обозначенной цели работы определяются задачи , которые конкретизируют цель. Как правило это делается в форме перечисления (проанализировать…, разработать…, обобщить…, выявить…, обосновать…, доказать…, внедрить…, показать…, выработать…, изыскать…, найти…, изучить…, определить…, описать…, установить…, выяснить…, дать рекомендацию…, сделать прогноз… и т. п.). В формулировке задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание основных частей работы. (Например: для вышеуказанной работы поставлены следующие задачи: 1) установить характер хозяйственного использования прилегающей территории; 2) определить виды и уровень развития ремесла; 3) атрибутировать археологические находки с городища Холки; 4) определить место хозяйственной и ремесленной деятельности в общеисторической картине древнерусских княжеств). Довольно часто заголовки глав рождаются из формулировок задач работы. В последующем, при написании заключения целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и выполнение поставленных задач.

Как показывает практика, в представленных на муниципальном уровне исследовательских работах часто отсутствует характеристика используемых автором методов исследования. Методы – это способы и приемы, при помощи которых осуществляется исследование. Существуют следующие виды методов: 1. Накопление научного материала : изучение литературы и источников; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях; консультация; наблюдение.

2. Осмысление собранного материала : сравнение, измерение, анализ и синтез, обобщение, аналогия, моделирование.

3. Проверка и уточнение фактов : критика; уточнение сделанных выводов, корректировка, обсуждение результатов, эксперимент, проверка на практике.

Новизна работы характеризует вклад автора в развитие исследуемой проблематики. Для школьных исследовательских работ часто сложно определить новизну, но обращение к краеведческой тематике, истории отдельных уголков города, биографиям земляков и родословным позволяет выделить такой аспект в исследовании.

Новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы. Новыми могут быть только те положения исследования, которые способствуют развитию темы.

Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, связанных с изучаемыми вопросами.

Основная часть – общий объем примерно 10-12 страниц - со­стоит из глав. Учитывая объем исследовательской работы по положениям региональных и российских конкурсов и олимпиад по краеведению (10-15 страниц без учета титульного листа, оглавления, списка литературы и приложений), не следует злоупотреблять большим количест­вом глав. Оптимальный вариант – две главы. Возможен вариант только из 1 главы. Чтобы не повторять тему работы, можно назвать её основной частью. Каждая глава должна иметь номер и название (приложение 4).